Кризис как точка роста. Культурный бренд страны создается в Интернете.

Культура – онлайн.

Несмотря на то, что все творческие площадки по факту были закрыты, коллективы не смогли не только зарабатывать, но и готовить новый репертуар, учреждения культуры вынуждены были идти на эксперименты.

Первым опытом стал выход традиционных учреждений культуры в онлайн. Так, библиотеки, которые вовсе были закрыты в течение 3 месяцев, продемонстрировали невероятный рост виртуальной аудитории. Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова, объединяющая 14 библиотек Петербурга, в период пандемии собрала на своих онлайн-площадках 1 млн 700 тысяч пользователей, тогда как оффлайн-библиотеки сети посещали около 600 тысяч человек за год. Директор системы Яна Седельникова на секции Форума труда «Кадры для культуры» поделилась: «Оставалось с удивлением наблюдать динамику востребованности привычных мероприятий онлайн. Часто эффект превосходил ожидания. 55190 просмотров у онлайн-экскурсии по Смольному». Библиотеки придумывали новые форматы работы. Особенно востребованными у аудитории стали обзоры новинок и книжные подборки, которые размещали на своих онлайн-ресурсах. Библиотекари также стали проводить онлайн-занятия по созданию мультфильмов, из дома читали сказки, устраивали аудиоэкскурсии. Кризис заставил освоить таргетированную рекламу, проведение виртуальных выставок и трансляций, при этом библиотеки испытала огромную нагрузку из-за нехватки необходимой техники.

Коллаборации и новые форматы как способ выжить.

Небывалую аудиторию собрала Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. Коллектив ушел на карантин сразу после триумфа в Золотом зале венского Музикферайна, Запрет на концерты вызвал поначалу у коллектива шок. Несмотря на это за кризисный год Капелла достигла небывалых успехов. Коллектив провел аудиозапись концертов, провели концерты в прямом эфире совместно с крупными городскими порталами и даже нашли новую аудиторию среди дачников благодаря заинтересованности мультиплатформенному оператору цифровой среды Триколор. Музыканты капеллы научились онлайн создавать единые концертные программы, находясь в разных уголках города. А когда ограничения ослабили, создали проект коллаборации с художниками, скульпторами и модельерами – аудитория могла наблюдать за их работой под музыку в исполнении Капеллы. И это привлекло значительную часть молодой аудитории. Капелла продемонстрировала явную тенденцию омоложения сферы культуры, стала частью новой культурной реальности, когда музыканты стали участниками добровольческого движения «Мы вместе». Более того, сейчас Капелла готова стать площадкой для волонтерского центра Кубка УЕФА, который должен пройти в Петербурге в этом году. Опыт участия в международных онлайн-проектах Россотрудничества и проекта «Русские сезоны» привлекли внимание к Капелле аудитории со всего мира. Концерт хора Капеллы, посвященный 9 мая, в Интернете посмотрели 800 тысяч человек. Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова заявила на V Форуме труда о создании Центра креативной индустрии в Капелле. О востребованности подобных форматов говорит сама аудитория: «Мы были так потрясены! За период пандемии к моменту выхода из карантина в реальный зал мы собрали аудиторию в 3,5 миллиона человек. Мы не теряем эту аудиторию и сейчас», - рассказала Ольга Хомова. Технологии уже стали частью индустрии.

Онлайн-проекты vs Стрим.

Первые недели карантина открыли для пользователей Интернета невероятные возможности – большинство музеев, театров, концертных площадок стали транслировать свои лучшие выставки, спектакли и представления онлайн. Поначалу этот формат был очень востребованным, однако опыт показал, что простой демонстрации недостаточно. Генеральный директор «Петербург-Концерта» Екатерина Артюшкина отметила на Форуме труда, что интерес к подобному формату упал довольно быстро, особенно у молодежи. Эта организация, как и многие другие в сфере культуры, серьезно финансово пострадала от коронавирусных ограничений. Благодаря помощи, оказанной государством, удалось сохранить коллектив. 10% сотрудников были переквалифицированы, новые для индустрии кадры в области smm позволили избежать провала, когда ограничения сняли. Зрители вернулись в концертные залы, причем благодаря активной рекламе в социальных сетях стала приходить и новая – молодая – аудитория.

Кризис подтолкнул «Петербург-концерт» к совершенно новым идеям. Вместо стримов и онлайн-показов организация заключила соглашение с Netflix и готовит совместный проект. В онлайн-формате появится «Екатерининское собрание» - лекции, встречи с музыкантами. Проекты, родившиеся в период кризиса, по мнению Екатерины Артюшкиной, начинают работу сейчас. Это совершенно новый подход к контенту, к подаче и к аудитории.

Другая проблема – монетизация – или финансовая отдача от виртуального контента. Пока вложения возвращаются только с новой аудиторией. Для полноценного заработка на новых форматах не хватает специалистов. «Это следующий вопрос, который встает перед отраслью, - заключил модератор секции «Кадры для культуры» генеральный продюсер Новой сцены Российского Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина Александр Малич. – Отрасль выполнила терапевтическую функцию, помогая людям пережить пандемию, по сути никакой монетизируемой отдачи никто не получил». Глобальнотэтой проблемой сейчас занимается Google Россия, компания организовала мастер-классы для учреждений культуры в период пандемии. В них участвовали, в частности, Эрмитаж, Третьяковская галерея. «Цифровизация крайне важна, - отметила на Форуме труда Ольга Суслова, директор по стратегическим партнерствам Google Россия. – Она не заменяет оффлайн, но стимулирует его. Это расширение аудитории». Успешный пример монетизации онлайн-проектов – российский мультсериал «Маша и Медведь», ставший межународным брендом, получивший бриллиантовую кнопку You Tube за отметку в 10 млн подписчиков. Это доступно и для классического контента, уверены в Google. Для этого компания создает так называемый культурный бренд страны в цифровом формате. Наиболее успешным проектом в этой сфере стали онлайн-трансляции из фонда Большого театра в You Tube, он собрал более 8 млн просмотров и увеличил аудиторию канала в 10 раз, что позволило Большому театру обойти по числу виртуальной аудитории такие международные площадки, как Венская опера и Метрополитен Нью-Йорка.

V Санкт-Петербургский Международный Форум Труда проходит с 19 по 23 апреля 2021 года. В его работе примут участие до 10 тысяч человек в очном формате, и более 200 тысяч специалистов – дистанционно. Цель Форума — разработка предложений по формированию межгосударственной, государственной политики и управленческих решений в области труда и занятости в новой социально-экономической реальности. Организаторы - Правительство Санкт-Петербурга, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств, Санкт-Петербургский государственный университет  при поддержке Министерства труда и социальной защиты России,  Федеральной Службы по труду и занятости населения РФ. Официальный спонсор Форума - Единый миграционный центр, специальный спонсор - Корпорация Термекс.