- Многолетняя проблема кадрового рынка: работодатели жалуются на то, что система образования готовит не тех специалистов, которые им нужны, представители средней профессиональной и высшей школы заявляют, что сами работодатели не могут четко сформулировать заказ на специалистов - каких, сколько, когда и с каким набором компетенций. Как можно разрешить эту конфликтную ситуацию, и какова в ней роль системы Национальных квалификаций?
- Спасибо за вопрос, он очень глобальный и действительно охватывает саму основу национальной системы квалификаций. Это гармонизация рынка труда и системы образования. И как раз запрос рынка труда сейчас формализован в виде нормативно-правового акта, такого как профессиональный стандарт. Именно при разработке профессионального стандарта работодатель, скажем так, государственным языком выражает потребность в тех компетенциях, в тех знаниях и умениях, которые должны быть у работника, которого он ожидает. В свою очередь, были внесены изменения в федеральный закон №144 «Об образовании, что обязывает организации профессионального образования в первую очередь учитывать профессиональные стандарты при разработке своих образовательных программ. Таким образом, запрос рынка труда через профессиональный стандарт и через обязательность ориентации на него системы образования позволяет гармонизировать образовательную программу под запрос рынка труда.
- В 2022-2023 гг. прошли две волны пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации, участниками которых стали 29 университетов и 9 советов по профессиональным квалификациям. Проект признан успешным, будет ли он продолжаться и в каких масштабах?
- Проект действительно набирает обороты, и если в его начале участвовало только несколько вузов, то сейчас подключились порядка 50 учебных заведений высшего профессионального образования. И проект состоит не только в том, чтобы сопрячь государственную итоговую аттестацию с независимой оценкой квалификаций, но и позволить вузам посмотреть, какие квалификации формируются в процессе реализации образовательной программы. Что это значит? Это значит, что у нас в федеральном государственном образовательном стандарте не прописаны квалификации, прописаны направления подготовки. Допустим, бакалавр-техник. А квалификация, которая есть в национальной системе квалификаций, которая проходит процедуру независимой оценки квалификаций, она понятна работодателю. Она выражается – инженер нано-технологий конкретный, или пожарный, и так далее. То есть, узкая квалификация, которая позволяет работодателю идентифицировать работника. И при таком пилотном проекте в первую очередь образовательные организации понимали, какие квалификации внутри образовательной программы они формируют. Итоговая аттестация позволяет полностью оценить уровень подготовки выпускника, а независимая оценка квалификации позволяет работодателю идентифицировать конкретную квалификацию, при которой работник может приступить к работе здесь и сейчас. Мало того, эти квалификации зачастую формируются внутри образовательной программы, что позволяет выходить на стажировки, либо в некоторых случаях уже заключать срочные трудовые договоры. Поэтому этот проект успешен, есть рекомендации Министерства науки и образования для вузов России его продолжать. Сейчас также пилотируется проект с Министерством просвещения по демонстрационному экзамену.
- Одно их самых значимых мероприятий Форума труда - дискуссия по теме «Аналитические модели прогнозирования рынка труда». Как они помогут развиваться регионам страны?
-Если мы решим этот вопрос на Форуме, то я думаю, что всем участникам можно сразу выдавать Нобелевскую премию. Потому что эта тема не нова, но она достаточно сложная. Есть несколько подходов, методик, которые строятся либо на экономико-математических моделях, либо на социологических методах. Но к сожалению, ни те, ни другие пока не дают полноценного ответа. И поскольку тема эта действительно важная и на последнем Госсовете президент России поручил разработать такую методику прогнозирования кадровой потребности, то я очень надеюсь, что все, кому он поручил, всё-таки это реализуют. Но безусловно, перед ними стоит очень большая и сложная задача. Потому что здесь во многом всё зависит не только от методики, но и от той информации, которая потребуется для того, чтобы выстроить эти модели кадрового обеспечения. Как в разрезе субъектов Российской Федерации, как в разрезе отраслей экономики, так и в масштабе страны. И в том числе, чтобы такие методики можно было транслировать на дружественные территории. И как раз наша информационная система обладает большим потенциалом для того, чтобы собрать эти данные, они действительно валидны, поскольку они отражают именно формализованные запросы от работодателей и формализованные запросы образовательных организаций. То есть информация собирается не просто с рынка, каких-то других открытых источников, а она действительно отражает реальную потребность в тех или иных компетенциях, знаниях, умениях, которые необходимы сейчас. Синхронизировать эту работу – это очень серьезная большая задача. В том числе она решается отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в эту работу вовлечено очень большое число экспертов. Задача сложная, но интересная. Кстати, в Санкт-Петербурге мы совместно с Комитетом по труду и занятости населения реализовали несколько проектов по выработке подходов к разработке моделей кадрового проектирования, и я думаю, что этот интеллектуальный потенциал тоже поможет решить эту непростую задачу.
- Экосистема АО «Национальные Квалификации» – множество программных комплексов, обучающих программ, модулей, конструкторов компетенций, профстандартов и пр. Какие оказались самыми востребованными, нужными, популярными, как часто их используют, особенно в регионах страны?
- Инфраструктура экосистемы АО «Национальные квалификации» рассчитана на большой круг пользователей. В основном пользуются модулями образовательные организации, они позволяют оценить, насколько сформирована квалификация в образовательной программе. Внутри этого модуля автоматически разрабатываются документы. И самое главное, что над разработкой этой образовательной программы работает как работодатель, так и методисты самой образовательной организации. Это позволяет учесть технологии, бизнес-процессы конкретного работодателя и уже сразу их внедрять в образовательный процесс. Также востребованы модули по разработке профессиональных стандартов и квалификаций, ими пользуются все отраслевые советы. Работодатели пользуются модулями при разработке корпоративных стандартов и квалификационных профилей своих сотрудников. Что касается регионов страны, то в данном случае - это модуль мониторинг. Здесь мы работаем именно с региональными органами исполнительной власти. В частности, мы работали с нацпроектом «Демография», когда делали контрольный срез по количеству участников, либо необходимых профессий которые сейчас включены в эту программу. Также это модули планирования, они позволяют при экономическом развитии того либо иного субъекта учитывать плановость подготовки необходимых кадров для конкретного региона. Прогнозируется развитие модулей рейтинга качества образовательных программ. Чтобы можно было их использовать и работодателям для повышения квалификации либо переподготовки своих сотрудников по коротким программам профессионального образования, и самим гражданам. Чтобы понимать, насколько быстро, качественно и по каким квалификациям их подготовят в образовательных организациях нашей страны.
- Запросы рынка на специалистов динамично меняются, постоянно увеличивается потребность в мультиспециалистах, которые обладают несколькими компетенциями или профессиями. Поспевает ли система профстандартов за этими изменениями?
- Так как цифровая платформа у нас работает уже пятый год, и последние два года профессиональные стандарты разрабатываются именно в этой системе, то у нас есть цифровой след. И мы подготовили мониторинг по тому, насколько изменились порядок и время разработки профессиональных стандартов. Сейчас они реагируют на запросы рынка труда в 3 раза быстрее – буквально 3-6 месяцев на подготовку нового. Мало того, вышел 410-й приказ Минтруда РФ о разработке профессиональных квалификаций, они сейчас могут разрабатываться без профессиональных стандартов и развиваться отдельно, именно как требование к знаниям - умениям или какой-либо должности. Это делается вообще - если экспертная группа работает - в течение двух недель. У образовательных организаций есть возможность сразу в цифровой системе видеть эти сведения, так что интеграция происходит достаточно быстро.
- Что Вы ждёте от участия в работе VIII Санкт-Петербургского Международного Форума труда, какие вопросы и проблемы считаете приоритетными для обсуждения?
- Мы участвуем уже второй год и с удовольствием являемся партнерами Форума труда. Для нас это очень значимая площадка, где собираются действительно заинтересованные люди. Здесь нет случайных экспертов, нет случайных людей, которые приезжают, допустим, себя пропиарить в какой-то степени. Здесь собрано сообщество, которое нацелено на решение определенных проблем и задач. Что хотим увезти с собой с Форума? Мы проводим экспертную сессию, один из вопросов, которые обсуждаем – обязательность независимой оценки квалификации с точки зрения профессий и должностей, относящихся к безопасности. Это не только безопасность ЧС, это и гражданская безопасность, финансовая, информационная, насколько это актуально сейчас для нашего общества. Также есть очень много секций, в которых мы хотим принять участие. В том числе, это математические модели по мониторингу. Мы активно развиваем внедрение искусственного интеллекта в наши цифровые продукты и хотим посмотреть, что уже сделано на территории страны нашими коллегами, какой запрос является актуальным. Потому что как раз в рамках Форума всегда выявляются реперные точки дефицитов. Поэтому мы для себя хотим собрать необходимую информацию, а также поделиться тем, что уже наработано у нас.