На Форуме труда обсудили стандарты профессий в сфере культуры

В рамках VII Санкт-Петербургский Международный Форум Труда 17 марта прошла дискуссия «Культура нового поколения. Профессионалы». Её участники постарались ответить на вопросы: кто он, каков набор его компетенций и где им учат сегодня.

Участники дискуссии отметили, что  в последние годы в сфере культуры – как  в образовательном, так и в творческом процессе- произошли  очень серьезные изменения. Пандемия сделала реальностью онлайн-обучение музыке и сценическому искусству, живописи,  массовые интернет-трансляции, концертов, спектаклей, виртуальные экскурсии по музеям и выставочным залам. Радикальные изменения в системе миропорядка и геоэкономики, санкции против РФ, распространившиеся в том числе и  на сферу искусства, в также серьезно сказались на деятельности учреждений культуры .

«Произошёл очень явный отток иностранных исполнительней из нашей страны. Порядка 35-40% позиций ушли из театра. Безусловно, это сказалось на работе академии. Понятно, что на афишную сетку ввести молодого специалиста — сложно, поэтому пришлось упрощать свой репертуар. Но везде есть свои плюсы. Теперь у нас не существует богатого потока, поэтому работа со студентами происходит в индивидуальном порядке. Преподаватель четко понимает, что нужно этому человеку. Это является колоссальным бонусом, которые студенты стали получать у нас», - заявила Мария Потолокова, профессор кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 

И творческие площадки, и творческие вузы в таких условиях во многом должны опираться на собственные силы и поддерживать друг друга. Это поможет молодым артистам почувствовать свою востребованность, а опытным мэтрам -  воспитывать новые поколения деятелей культуры. «В нашем театре существуют широкие возможности для специалистов творческих профессий: помимо артистов оркестра, артистов хора, оперных солистов, артистов мюзикла, балета, востребованы звукорежиссёры, художники по свету, машинисты сцены, администраторы, менеджеры, маркетологи. Мы бы хотели установить более партнёрские отношения с вузами другого направления и брать студентов на практику», - сообщила Юлия Стрижак, Директор Санкт-Петербургского ГАУК «Музыкальный театр».

Отдельным вопросом стало обсуждение вызовов нового времени к профессионалам HR от культуры. Участники обсуждения сошлись во мнении, что они мотивируют таких специалистов к самым кардинальным трансформациям: требуют пересмотра и доработки кадровых и образовательных стратегий, стандартов и компетенций менеджмента, поиска новых отвечающих времени бизнес-моделей переподготовки кадров и повышения квалификации.