Никита Муров: принимать новые решения приходится экстремально быстро

- Никита Андреевич, в январе 2021 года Правительством РФ был утвержден алгоритм действий по привлечению в экономику страны иностранных граждан. Как можете оценить первые месяцы работы по новым правилам?


- Новый алгоритм направлен на обеспечение баланса между интересами российских работодателей в иностранных работниках и задачей исключить риск распространения коронавирусной инфекции. По сути, алгоритм использует элементы механизма организованного набора, который как понятие появился давно, но широко не использовался. Конечно, в сложившихся обстоятельствах принимать новые решения приходится экстремально быстро, и есть моменты, которые, как уже показала практика первых месяцев работы алгоритма, нуждаются в доработке. Это прежде всего критерии для компаний по среднесписочной численности работников – более 250 человек, доходе – более 2 млрд рублей. Очевидно, что для регионов РФ эту планку нужно снижать. Также особого внимания заслуживает, на наш взгляд, предложение о том, чтобы не распространять данные критерии алгоритма на работодателей, которые привлекают иностранных работников в рамках межправительственных соглашений Российской Федерации об организованном наборе. Надеемся, что в ближайшее время соответствующие корректировки будут приняты.

- Будет ли развиваться новый механизм привлечения мигрантов после завершения пандемии и открытия границ?


-Разработанный алгоритм основан на элементах организованного набора, и я думаю, он может в перспективе, после открытия границ, стать эффективным и прозрачным способом привлечения иностранной рабочей силы в РФ и дать новый толчок развитию как раз-таки системы оргнабора. 


- В конце прошлого года входящий в холдинг «Бронка Групп» «Единый миграционный центр» подписал соглашение о взаимодействии с петербургским «Центром трудовых ресурсов». Как реализуется это соглашение на практике?


-Соглашение с «Центром трудовых ресурсов» предполагает целый комплекс мероприятий по организованному привлечению иностранных граждан к работе на предприятиях Санкт-Петербурга.
В рамках соглашения компании, входящие в холдинг «Бронка Групп», взяли на себя обязательства по комплексному сопровождению иностранных специалистов от встречи в аэропорту до трудоустройства, а также созданию условий по перераспределению иностранных специалистов, которые вследствие пандемии потеряли работу в Санкт-Петербурге.
В феврале 2021 года для удобства работодателей и трудовых мигрантов на площадке Единого миграционного центра открылось представительство «Центра трудовых ресурсов», в котором иностранные граждане могут получить информацию об имеющихся вакансиях на предприятиях Санкт-Петербурга, а также разъяснение и консультативную помощь в вопросах трудового законодательства. База вакансий содержит более трех тысяч запросов от работодателей, ежедневно количество вакансий обновляется. Услуги по поиску работы для мигрантов предоставляются бесплатно.
Кроме того, совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и «Центром трудовых ресурсов» мы открываем на территории Единого миграционного центра дополнительные информационные пункты для работодателей, где они смогут получить консультации по работе в соответствии с алгоритмом.


- Эксперты говорят о начале масштабной реформы миграционного законодательства. Каковы самые важные изменения, на ваш взгляд, ждут эту сферу?


- Безусловно, пандемия COVID-19 наложила отпечаток на миграционное законодательство РФ. Так, в весеннюю сессию Государственной Думой РФ может быть принят закон, предусматривающий введение процедур дактилоскопической регистрации, фотографирования и медицинского освидетельствования для иностранных граждан, въезжающих в порядке, не требующем получения визы, в том числе для граждан государств членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия).  На данный момент данные процедуры обязательны только для иностранных граждан, работающих по патенту (среди таких -  Узбекистан, Таджикистан, Украина, Молдова Азербайджан). Считаем данное нововведение очень важным для безопасности нашей страны.
Также сейчас рассматривается законопроект, предусматривающий создание федеральной государственной информационной системы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Здесь есть один нюанс – законопроект предусматривает прохождение медицинского освидетельствования иностранными гражданами исключительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. На наш взгляд, положения законопроекта в этой части противоречат принципам конкуренции, лишая коммерческие медицинские организации права проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан. 


- А подробнее?


- На сегодняшний день субъекты РФ определились с перечнем медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан. Среди них есть как государственные, так и частные медицинские организации, специализирующиеся на работе с мигрантами, в том числе работающие в составе миграционных центров. На наш взгляд, такой подход корректен и оправдан. Кроме того, есть основания полагать, что государственная медицина не справится со значительной дополнительной нагрузкой, особенно в условиях распространения COVID-19. Надеемся, что эти нюансы будут учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении и медицинское освидетельствование останется в полномочиях коммерческих медицинских организаций.

- Коронавирусный мораторий для мигрантов заканчивается 15 июня и далее МВД уже объявило о жестких мерах по выдворению. Означает ли это, что дефицит иностранной рабочей силы станет больше в разы?


- Я бы скорее отметил, что станет больше легализованной иностранной рабочей силы. До 15 июня все трудовые мигранты могут оформить правовой статус без применения мер административного воздействия и необходимости выезда за пределы территории Российской Федерации. Сейчас посольства и диаспоры проводят большую разъяснительную работу с гражданами своих стран, прибывшими в России на заработки.  В общественной приёмной Единого миграционного центра также можно получить бесплатные консультации, в том числе на родном языке иностранных граждан. Со своей стороны мы готовы максимально оптимизировать процесс подготовки документов для оформления патента. В среднем процедура легализации иностранного работника при обращении к нам занимает всего 15 дней.