НН.ru: Дефицит кадров в судостроении усилился в 2023 году

Практически год отечественная промышленность развивается в новой реальности, восполняя проблемы, связанные с деглобализацией. Фундаментальной базой для перестройки всей российской экономики становится машиностроение. Но лидером в нём оказались не предприятия ОПК, а верфи и заводы судостроительной отрасли. Об этом сообщают аналитики HeadHunter, крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 515 тыс. компаний.

Исследование отраслевого рынка, проведенного на основе собственной базы вакансий от работодателей и соискателей, эксперты HeadHunter провели в преддверие VII Санкт-Петербургского Международного Форума Труда.  Оказалось, что предприятия судостроительной отрасли, несмотря на все проблемы минувшего года, связанные с санкционной политикой и разрывом международных экономических связей, более чем на четверть увеличили спрос на новых работников. Количество вакансий, открытых российскими судостроительными компаниями по итогам прошлого года превысило 20 тысяч, а абсолютным лидером спроса на новых корабелов стал Петербург. Каждое пятое предложение о трудоустройстве на судоверфи сделано петербургскими работодателями. На втором месте по запросам на рабочие руки оказались судостроители Удмуртии (10%), на третьем – Приморского края (7%). При этом аналитики HeadHunter отмечают, что по итогам года медианная зарплата в судостроительной отрасли России выросла на 24% до 80 670 рублей, и подобной динамикой смогла похвастаться далеко не каждая сфера рынка труда. Самые большие зарплаты в отрасли предлагают сотрудникам Государственного российского центра атомного судостроения – северодвинским корабелам готовы платить до 218 000 рублей в месяц. Далее в зарплатном предложении следуют работодатели Республики Коми (до 172 000₽), Новгородской области (до 140 000₽), Ненецкого АО (до 100 000 рублей).  На последнем месте по уровню предлагаемых зарплат в СЗФО – работодатели из Калининградской области (до 60 000₽). Санкт-Петербург делит 8-9 строчку этого рейтинга с Мурманской областью –судостроителям готовы платить до 91 954 рублей в месяц.  Но несмотря на не самые высокие зарплатные предложения, верфи Северной столицы только увеличивают наём новых сотрудников.

«В начале 2023 года российским судостроителям уже потребовалось почти 2 000 новых работников. Это на 20% больше, чем в конце 2022 года. Таким образом, мы видим достаточно стабильное восстановление рынка труда в судостроительной отрасли после длительных каникул и поступательное восстановление спроса на персонал у компаний и сфер, наиболее пострадавших от санкций 2022 года.  Наибольшая потребность у работодателей из сферы тяжелого машиностроения и судостроительной отрасли держится на данный момент на целый ряд представителей рабочих специальностей (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, технолог, слесарь, сантехник и др.), а также специалистов инженерных специальностей (конструктор, проектировщик, сервисный инженер и др.). Увы практика показывает, что в ближайшие годы рынок труда будет испытывать достаточно ощутимый кадровый голод, особенно выраженный относительно рабочих и инженеров. В данном случае вопрос производительности труда и повышения квалификации уже имеющихся работников в российском сегменте производства крайне важен как для стабильности, так и развития бизнеса и целой отрасли. Эти и другие вопросы обсудят эксперты на Международном Форуме Труда в Петербурге», - отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад.