Поиск смысла работы и work-life balance — что волнует выпускников вузов при выходе на рынок труда?

Приветствуя участников мероприятия, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова напомнила слова лауреата Нобелевской премии, руководителя лаборатории исследования экономического роста СПбГУ Кристофера Писсаридеса, который назвал главным качеством человека, строящего планы на профессиональное развитие, способность к адаптации. «Умение адаптироваться к новым задачам — важнейшее качество, которое должно отличать современного молодого человека. Сегодня жизнь сильно меняется, и мы особенно это заметили во время пандемии, но вместе с тем меняется и мотивация человека: зачем он получает образование и чем хочет заниматься, — отметила Марина Лаврикова. — Мы видим проблемы, связанные с появлением огромной сферы труда в рамках самозанятости, при этом возникает отраслевой дефицит кадров на высокотехнологичных производствах, куда должны идти люди, готовые встраиваться в командную работу. Все эти тенденции важно видеть и понимать, а для этого их необходимо обсуждать».

Общая тема молодежного форума в этом году — «Поколение перемен: баланс труда и жизни». Открыла форум пленарная сессия «Эпоха перемен: рынок труда для поколения Z». Ее участники обсудили, как новое поколение воспринимает перспективу поменять в течение жизни несколько профессий, какие компетенции станут наиболее востребованными, а также насколько возможно соблюсти баланс труда и личной жизни в условиях диджитализации труда и общества.

По словам вице-президента по операционному управлению компании ANCOR Алексея Миронова, современное молодое поколение в выборе работы отличает постоянный поиск смыслов: вчерашние студенты задаются вопросами «в чем польза моей работы?», «зачем я это делаю?», «приношу ли я миру реальную ценность?», и если не находят на них ответа, то с высокой вероятностью начинают искать новое место работы.

При этом, по словам спикера, выпускникам не достает открытости к получению новых знаний — они нередко бывают уверены в том, что уже все умеют. «Рынок труда развивается с такой скоростью, что система образования объективно не способна с такой скоростью к нему адаптироваться. Она может дать базовые знания, задать векторы и научить людей учиться, — сказал Алексей Миронов. — И если, устроившись на работу, вы демонстрируете готовность постоянно продолжать обучение и приобретать новые навыки, то будете востребованы». Также он отметил, что сегодня повышать квалификацию можно не только на работе: неслучайно в прошлом году произошел всплеск популярности онлайн-курсов на различных международных платформах.

Доцент СПбГУ, академический руководитель программы Master in Management Юлия Арай (кафедра стратегического и международного менеджмента) согласилась с тем, что основная задача вузов сегодня — научить студентов постоянно изучать что-то новое, в соответствии именно с этой концепцией выстраиваются образовательные программы Университета. Кроме того, во время обучения универсанты осваивают дисциплины, направленные на развитие деловых коммуникаций, умения работать в команде и других компетенций, необходимых для успешной работы в современном мире. «Важно развивать баланс между жесткими навыками, которые так важны сегодня, и мягкими, — подчеркнула Юлия Арай. — Мы видим спрос на узких специалистов, способных обучаться на протяжении всей жизни и в то же время обладающих способностью выстраивать трудовые отношения, развивать эмпатию. На это направлены образовательные программы СПбГУ, и потому мы полностью отвечаем требованиям рынка труда».

На площадке Молодежного форума труда прошла серия мастер-классов, дискуссий, семинаров и тренингов. Вместе с экспертами студенты обсудили, какими преимуществами и недостатками обладает статус фрилансера и самозанятого, как сохранить эффективность коммуникаций, работая удаленно, как создать стартап и вырастить его в крупную компанию, а также с какими барьерами сталкивается большинство молодых людей при построении карьеры. В рамках траектории «Территория развития» от Службы занятости населения Санкт-Петербурга специалисты-психологи вопросов самоопределения проводили для студентов тестирование, консультировали по управлению карьерой и обучали использованию технологий трендвотчинга в проектировании профессиональной траектории. Студенты узнали, какие профессиональные конкурсы и хакатоны будут проводиться в 2021 году и как инновационный портал Центра трудовых ресурсов «Студентор» поможет найти работу на основе семантического анализа курсовых и выпускных квалификационных работ, научных статей и запросов работодателей на выполнение определенных задач.

Также в рамках Петербургского международного молодежного форума труда прошел «День карьеры» СПбГУ. Его участниками стали крупные компании, в числе которых «Росатом», Deloitte, EY, EPAM, Eversheds Sutherland, PwC, «Газпром нефть», «Герофарм», «Балтика», «Сбер», «Синимекс» и другие. Посетив стендовую сессию, гости Молодежного форума труда могли пообщаться с представителями работодателей, заполнить анкету соискателя и узнать об открытых вакансиях, программах практики и стажировки. В этом году для участия в «Дне карьеры» зарегистрировались более тысячи студентов и выпускников вузов.