Уклоняться от альтернативной гражданской службы станет сложнее

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Законопроект направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

«Принятие законопроекта во многом позволит привести законодательство в соответствие с практикой и увеличить эффективность организации альтернативной гражданской службы (АГС). В то же время поправки к закону усложнят недобросовестным гражданам фактическое уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы», — поясняет Татьяна Суханова, главный специалист сектора специальных форм занятости отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.

Согласно законопроекту, регионы при необходимости смогут определять единые уполномоченные органы исполнительной власти, которые будут вести вопросы АГС. Работодателями для граждан, проходящих службу, выступает множество организаций из разных сфер: больницы, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, садово-парковые и дорожные предприятия, автотранспортные предприятия, театры и т.д. Определение единого уполномоченного органа обеспечит единообразие и согласованность действий всех ведомств, позволит им обмениваться сведениями.

Кроме того, законопроект устраняет правовую коллизию. Отдельные граждане уклоняются от фактического прохождения альтернативной гражданской службы. При этом работодатель не может их уволить из-за отсутствия соответствующей нормы закона.

«В регионах есть случаи, когда призывника направляют на альтернативную гражданскую службу, работодатель — дом-интернат или больница — заключает с ним договор, а человек просто не приступает к своим обязанностям или перестает приходить на службу, — приводит пример Татьяна Суханова. — В этом случае срок службы призывнику не засчитывается, но и уволить его, по действующему закону, невозможно. В результате, человек годами числится в организации, и что с этим делать непонятно».

Чтобы исключить подобные недобросовестные действия, законопроект предлагает считать началом альтернативной гражданской службы день заключения срочного трудового договора с работодателем. А также — наделить работодателей возможностью увольнения гражданина за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия. Такое увольнение повлечет отмену заключения о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Призывника вновь направят в призывную комиссию для повторного рассмотрения его дела.

Наконец, законопроект предлагает исключить принцип преимущественной экстерриториальности прохождения альтернативной гражданской службы. В действующем законе закреплено, что граждане должны проходить альтернативную гражданскую службу, «как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают». Тем не менее фактически этот принцип не реализуется. Работодатели не заинтересованы в том, чтобы привлекать сотрудников – граждан, проходящих АГС, из других регионов.

По закону, если работодатель привлекает иногороднего гражданина, проходящего АГС, он обязан предоставить ему место в общежитии, оплатить проезд до дома во время отпуска и обратно, нести расходы на бытовое обслуживание. При этом у большинства работодателей нет общежитий, а дополнительные затраты делают привлечение иногородних служащих экономически нецелесообразным.

При подготовке законопроекта учитывались данные мониторингов правоприменения законодательства об альтернативной гражданской службе в Российской Федерации и в Санкт-Петербурге, в частности. Также учитывались рекомендации Роструда, Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, мнения членов и экспертов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а также решения, принятые по итогам работы круглого стола по вопросам организации альтернативной гражданской службы в субъектах Российской Федерации. Данный круглый стол прошел 28 февраля 2020 года на IV Санкт-Петербургском Международном Форуме Труда.

Напомним, в эти дни проходит  V Санкт-Петербургский Международный Форум Труда. Его основная тема – восстановление занятости и доходов населения.

V Санкт-Петербургский Международный Форум Труда проходит с 19 по23 апреля 2021 года. Цель Форума — разработка предложений по формированию межгосударственной, государственной политики и управленческих решений в области труда и занятости в новой социально-экономической реальности. Организаторы - Правительство Санкт-Петербурга, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств, Санкт-Петербургский государственный университет  при поддержке Министерства труда и социальной защиты России,  Федеральной Службы по труду и занятости населения РФ. Официальный спонсор Форума - Единый миграционный центр, специальный спонсор - Корпорация Термекс.